Вернуться к обычному виду


Ректор - это почти бренд!

Ректор - это почти бренд! 03.11.2017

Ректор - это почти бренд!

В газете "Воздушный транспорт" № 44 (44143) ноябрь 2017 опубликовано интервью ректора МГТУ ГА Бориса Елисеева.

«Будущее принадлежит молодым» (Б.П. Елисеев)

Московский государственный технический университет гражданской авиации – один из самых престижных российских вузов. Его диплом признается практически во всем мире. А выпускники – надежда и опора отрасли, которая пережила период упадка и обрела второе дыхание. Чему и как учат в МГТУ ГА,  рассказывает его ректор Борис Елисеев.

– Борис Петрович, насколько в вашей  преподавательской и управленческой деятельности пригодился опыт работы в авиакомпании, на производстве? 

– В Аэрофлот я пришел в 1999 году. До этого практиковал как авиационный юрист,  несколько лет служил в администрации президента. Как заместитель гендиректора занимался правовой работой,  подготовкой коллективного договора. Входил в состав правления. Благодаря этому знаю жизнь сложного многотысячного «организма» авиакомпании изнутри. Безусловно, это был весьма полезный опыт, который очень пригодился в ректорской «службе»

– Производственники принимают участие в делах вуза? Как вы выстраиваете с ними отношения?

– Разумеется. Могу назвать «Аэрофлот», который передал два воздушных судна с рабочими двигателями и системами. Госкорпорацию по управлению воздушным движением, для нее мы осуществляем целевую подготовку специалистов-диспетчеров. аэропорт «Домодедово», передавший аэродромную  спецтехнику  нашему филиалу в Егорьевске. Практически все авиапредприятия московского авиационного узла принимают на производственную практику наших студентов. А отношения мне «выстраивать» не надо. Всех коллег-авиаторов, и собственников предприятий, и первых руководителей знаю лично.

– Бывшие средние технические училища гражданской авиации теперь тоже в вашем ведении?

– Под брендом МГТУ ГА несколько учебных заведений. Мы объединили высшее, среднее и дополнительное профессиональное образование и теперь  являемся вертикально-интегрированным научно-образовательным комплексом.   Создано более 200 программ повышения квалификации для уже действующих авиационных специалистов.  Мы можем выучить техника в колледжах в Егорьевске, Троицке,  Рыльске, Кирсанове. Затем, принять оттуда самых лучших выпускников-курсантов и дать им высшее образование в Москве или в наших филиалах в Ростове-на-Дону и в Иркутске. Затем есть возможность поступить в магистратуру, аспирантуру. И все они, если продолжат работу в отрасли, через некоторое время, придут в институт повышения квалификации МГТУ ГА.

– Как вы их трудоустраиваете?

–Тут все определяется потребностью авиапредприятий. Министерство образования и науки внимательно «мониторит» эту сферу, смотрят, обратились ли выпускники в службу занятости. У нас очень востребованные специалисты: более 80 процентов находят рабочие места сразу после выпуска.  Нет у нас проблем ни с приемом, ни с набором, ни с трудоустройством.  Конкурс на поступление был 8 человек на место, а стал – 9,5 человек в 2017 году. Вообще профориентационная работа отлажена до мелочей.  К четвертому курсу студенты знают где будут работать, многие заключают договоры с предприятиями, проходят там практику, подрабатывают, и получают оплату, которая превышает стипендии.

– Конкурс в авиационный вуз косвенно отражает рост популярности самой отрасли?

– Несомненно! Гражданская авиация сейчас – это стабильная работа и высокая зарплата, особенно в московском авиаузле. У нас учатся дети из авиационных семей, которые застали смену эпох. На их глазах произошла техническая революция, полная замена флота на современную технику, правда, иностранного производства. Новые типы самолетов требуют  основательно подготовленных инженеров и специалистов, с обязательным знанием английского языка.  Сама методика, и, если хотите, идеология обучения кардинально изменилась. Все это происходило не только на моих глазах, но и с моим непосредственным участием, и под моим руководством, как бы нескромно это не звучало.

– В 1990-е никто не хотел идти в авиацию, все ушли торговать. Случился провал  в количестве подготовленных специалистов.

– Развитие любой отрасли транспорта происходит циклично. Был провал. Он и сейчас наблюдается по инженерным специальностям, которых не хватает рынку.  Не хочу развивать тему, чтобы не отвечать на риторические вопросы. Планирование – это государственный уровень. Наше дело – качественная подготовка персонала. Тем не менее, в авиации сейчас наблюдается подъем. Это очень тонкая и динамичная отрасль, которая откликается не только на погодные условия (улыбается)  но и на мировые события, как политические, так и экономические. Внедрение новой техники может иметь самые радикальные последствия. Когда выступаю перед студентами, то люблю приводить пример с введением в коммерческий оборот самолета Ту-104. Это повлекло за собой строительство новых взлетно-посадочных полос, аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. Серьезные изменения затронули систему учебных заведений гражданской авиации, нужны были специалисты для пилотирования и обслуживания принципиально новой техники. Разрабатывались и принимались новые нормативные документы. Был подготовлен и принят новый Воздушный Кодекс СССР. Какой запускающий импульс бы получен отраслью. А  только представьте себе, что завтра пассажиры будут перемещаться на большие расстояния по околоземной орбите или посредством телепортации!

Но это уже из области фантастики!

– Да, но это пока. Знаете, все новое рождается как ересь, а умирает как догма. Почти 300 лет назад, отечественного воздухоплавателя, полумифического Крякутного чуть было не сожгли вместе  с его летательным аппаратом (смеется)… В 1844 году поэт-философ Федор Тютчев написал стихотворение «Колумб» В нем есть замечательная мысль  о связи «разумного гения человека с творящей силой естества». В 1904 году, ученый Николай Жуковский открывает механизм образования подъемной силы крыла, блестяще реализуя философскую мысль поэта. В 1910 году, поэт-мистик  Александр Блок напишет первое стихотворение о практике полета «Авиатор». Оно начинается словами «Летун отпущен на свободу…» Полет самолета – «этажерки» в то  время нес налет мистицизма! Авиация еще совсем юная отрасль знаний…

– Но пока телепортация пассажиров не налажена вернемся к Вашим питомцам. Сколько студентов выпускается ежегодно?

– 2500 человек с учетом филиалов. Мы готовим эксплуатационников: инженеров, техников, диспетчеров, специалистов по организации перевозок. Именно они обеспечивают безопасность полетов, хотя на виду – летные профессии.  Авиация – жестко регламентированная система, живущая по своим законам. Какие-то новые знания и подходы могут возникнуть только внутри нее. Как в медицине примерно. Наш вуз находится в реестре ИКАО (Международная организация гражданской авиации), и мы полностью следуем ее стандартам. Вуз – в ведомственном подчинении, Росавиация – наш учредитель. К слову, это избавило вузы гражданской авиации от многих организационных потрясений.

– Какие специалисты будут востребованы в будущем?

– Сейчас дефицит инженерного состава, а будет дефицит управленцев, аналитиков, способных рассчитать эффективность мультимодальных и трансмодальных перевозок, прогнозировать их развитие. Потребуются специалисты в сфере цифровых технологий. Это обусловлено тем, что появятся новые виды авиационной техники.

– Кто обучает столь продвинутых специалистов? Говорят, ваш преподавательский состав в большинстве своем «элегантного возраста».

– Я работаю в вузе 10 лет. Некоторые мои выпускники только сейчас пришли к преподавательской деятельности. Готовят к защите диссертации, преподают в учебно-тренажерном центре. Вырастить преподавателя в разы сложнее, чем  выучить студента. Главное, что в профессорско-преподавательской среде было разумное сочетание опытных преподавателей и молодежи. У нас средний возраст преподавателя 55 лет. Вообще успех вуза зависит от всего коллектива. Самое ценное это люди. От маститого профессора до ассистента преподавателя. От руководителя научной лаборатории до инженера.  Незаметная, на первый взгляд, роль принадлежит и вспомогательному персоналу. Все как в большом симфоническом  оркестре, исполняющем серьезные произведения на открытой сцене.

А ректор это дирижер? А кто тогда зрители?

– Да, ректор обязан управлять так чтобы в «оркестре» никто не брал фальшивых нот. Или не ссорился с коллегами, утверждая, что именно его инструмент самый важный и играет он больше и лучше всех. А «зрители» - это наши пассажиры, которые хотят летать комфортно и безопасно. Это все, кто работает в отрасли. Для меня есть еще одна категория «зрителей». Самых взыскательных. Это родители студентов. Многих знаю лично по совместной работе в Аэрофлоте. Это с одной стороны. С другой – выпускники МИИГА-МГТУГА, занимающие командно-руководящие должности в отрасли. Руководитель Росавиации Александр Нерадько, директор департамента госполитики в сфере гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова, директор ГосНИИ  гражданской авиации Василий Шапкин и многие другие.

– Правда, что зарплата в вузе – более 130 тысяч рублей?

– Статистика – вещь лукавая. Это средняя зарплата. Кто-то получает и 250 тысяч. У меня не самая высокая зарплата в ВУЗе, коллеги зарабатывают и больше. Но эти люди постоянно  растут профессионально, занимаются научной деятельностью, имеют доход от договорной работы. Есть и те, кто уже не желает учиться новому, знания усваивать – это тоже труд.  Ну и вознаграждение получают соответствующее. 

– Сколько стоит обучение студентов на коммерческой основе?

– 110-220 тысяч рублей в год. В зависимости от специальности. Не такие большие деньги. Поэтому к нам идут учиться граждане США, Израиля, Германии. Там невозможно за эту сумму получить образование столь высокого качества. Диплом МГТУ ГА универсален. В ФРГ, например, его надо просто перевести на немецкий язык,  и можно предъявлять работодателю. Сегодня у нас обучается рекордное количество иностранных студентов.

– Рост популярности вуза вы относите к своим заслугам?

–Конечно, нет. Все нарабатывалось десятилетиями, еще с советских времен. До меня были ректоры, замечательные люди, выдающиеся ученые и организаторы: И.С. Голубев  и  В.Г. Воробьев. Они много сделали для становления и развития МИИ ГА И МГТУ ГА. Мы, в свою очередь, (ректорат и ученый совет) тоже не стояли на месте все эти годы. Уже семь  лет у нас высокая техническая оснащенность учебного процесса, новейшие тренажеры. Открыты новые направления подготовки, подготовлены и утверждены принципиально новые образовательные стандарты. Сейчас уровень образования настолько основателен, что выпускник может освоить любой тип летательных аппаратов и авиадвигателей. Любой! Главное состоит в том, что мы закладываем студенту инженерное мышление на всю оставшуюся жизнь.

То есть ВУЗу 46 лет, а Вы всего лишь третий ректор?!

Получается, что так. Здоровый консерватизм в управлении всегда идет на пользу сложной социально – экономической системе, особенно в условиях внешней дезорганизации. А история учебного  заведения не ограничивается этим коротким сроком. В 1948 году в Москве был создан учебно-консультационный пункт КИИ ГА, преобразованный в 1951 году в московское заочное отделение КИИ ГА, а в 1961 году оно преобразовано в московский факультет КИИ ГА по заочному обучению. С 1971 года ВУЗ обретает самостоятельный статус как МИИ ГА. В следующем году отметим 70-летие!

– Вам интересна ваша работа? Много ли возникает проблем  у ректора ВУЗа?

– Конечно! Когда я пришел сюда, в здании было неуютно, в холле  курили. Первое, что сделал – запретил курить на всей территории. Затем  провели  ремонт столовой и мест общего пользования. Потом была череда командировок в Тулузу, в штаб-квартиру компании «Эрбас»,  Оксфорд и Кембридж, некоторые передовые элементы системы образования мы взяли на вооружение. Приобрели и ввели в учебный процесс тренажеры «Эрбаса» и «Боинга», обучили преподавателей. Установили тесные контакты с 40 школами и гимназиями, расположенными вблизи дислокации объектов московского авиаузла. Договорились с Департаментом образования столицы, создали несколько инженерных классов.  Аналогичная работа была налажена в наших филиалах. Сделано и делается много хорошего, полезного и передового. Десять лет работы ректором МГТУ ГА пролетели как один день…

Проблем хватает! Если Вам о них рассказывать, боюсь, не хватит объема всего газетного номера. Да и что о них говорить. Их надо решать, устранять, преодолевать…

– Говорят,  педагоги и врачи меньше всех подвержены терзаниям о смысле жизни. Он у них очевиден.

– Это так и есть. Сейчас мне совсем не интересна политика. Интереснее вырастить молодых людей обладающих не только профессиональными знаниями, но и  передовым  мировоззрением, активной жизненной позицией. Помочь им основательнее стать «на ноги»  в этом сложном мире, полном противоречивой  информации и соблазнов. Вообще я делаю ставку на молодежь, которой принадлежит будущее. Новое поколение должно изменить мир к лучшему. Когда вручаю дипломы и вижу счастливые, радостные лица, то понимаю, что труд мой полезен обществу.