Вернуться к обычному виду


Борис Елисеев: самолеты в облаках летают, но авиапредприятие «облачного типа» представить себе не могу

05.08.2020

Борис Елисеев: самолеты в облаках летают, но авиапредприятие «облачного типа» представить себе не могу

В новом номере журнала "Гражданская авиация" №7-8 июль-август 2020 опубликовано интервью с ректором МГТУ ГА Борисом Петровичем Елисеевым.

Борис Елисеев: самолеты в облаках летают, но авиапредприятие «облачного типа» представить себе не могу

Ректор Московского государственного технического университета Гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев о том, как пандемия COVID-19 повлияла на подготовку будущих профи авиаотрасли, и о том, почему к внедрению дистанционных технологий в обучении надо относиться осторожно.

Борис Петрович, до настоящего времени российская система образования работает в дистанционном режиме. Какими нормативными документами этот процесс был регламентирован? Как скажется вызванная эпидемией COVID-19 массовая «удаленка» в наших авиационных учебных заведениях на качестве подготовки специалистов? Как вы, ученый-юрист, занимающийся административным управлением уже 40 лет, оцениваете развитие ситуации?

У вас очень серьезные вопросы, постараюсь ответить без эмоций, хотя не скрою, они меня переполняют! Потому что я являюсь большим поклонником журнала «Гражданская авиация» и возможность поделиться некоторыми своими мыслями на его страницах, – большая честь для меня.

Еще в 2017 году издан приказ Министерства образования и науки № 817. В нем подробно регламентирован порядок применения образовательными учреждениями электронного обучения, дистанционных технологий. В 3-м пункте приказа указано, что при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации может быть использована электронная дистанционная технология.

В соответствии с приказами Минобрнауки и Росавиации (учредителя МГТУ ГА), изданными в 2020 году, руководителям организаций высшего образования было необходимо предусмотреть возможность использования различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить удаленное взаимодействие обучающихся и педагогических работников, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Все эти положения были максимально использованы при подготовке приказа по МГТУ ГА «Об организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции» № 56 от 17 марта 2020 года. В нем было определено, что с 18 марта в МГТУ ГА реализация образовательных программ высшего образования будет проводиться исключительно в электронной информационно-образовательной среде. Сейчас этот процесс продолжается, студентами сданы сессии, состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Но коллектив готов работать в удаленном доступе до того времени, когда злосчастный вирус отступит. И на качестве подготовки это заметно не отразится!

А есть ли особенности в нормативном регулировании организации обучения курсантов, ведь это не высшее, а среднее профессиональное образование? С какими проблемами в этот период столкнулись курсанты филиалов МГТУ ГА, как их удается решать?

Да, вы правы. Министерство просвещения оперативно разработало и уже 20 марта 2020 года опубликовало на своем сайте «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Наши филиалы, авиационно-технические колледжи, а их шесть в России, успешно реализуют эти рекомендации. При этом филиалы ориентировались на акты субъектов федерации и органов местного самоуправления в части, касающейся санитарно-эпидемиологической обстановки.

Ученый Совет университета, 25 июня мы вновь провели его в открытом режиме, высоко оценил квалифицированную и оперативную работу, которую проделали руководители и педагоги филиалов МГТУ ГА в такой сложный период.

Про реализацию образовательных технологий в дистанционном режиме сейчас очень много рассказывают в интернете. А как обстоит дело с прохождением практик студентами авиационного вуза? Успели пройти практику выпускники 2020-го?

Специалисты Учебно-методического управления, совместно с кафедрами университета постоянно работают над оптимальными методами организации практик без присутствия обучающегося в профильной организации либо в вузе. Например, кафедра управления воздушным движением и Московский центр управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» согласовали проведение практики бакалавров по направлению подготовки «Аэронавигация» в режиме онлайн. Этому делу помогает и то, что учебные места диспетчеров по управлению воздушным движением, находящиеся в университетском учебном центре, – точная копия реального рабочего места диспетчера. К слову, наличие современной учебно-тренажерной базы позволяет значительно сократить освоение современной авиационной техники и организовать практику в дистанционном режиме.

Какие специальности в процессе обучения будущих профессионалов требуют обязательных практических занятий, которых студенты были лишены в период самоизоляции? Как быть с подготовкой этих специалистов в этом году? И пожалуйста, несколько слов о методике проведения таких занятий онлайн.

Практически все авиационные специальности, по которым идет подготовка в университете, обязательно требуют практических занятий. Взять практику тренажерной подготовки по кафедре двигателей летательных аппаратов. Она имеет определенную хронологическую структуру по изучению процедур технического обслуживания воздушных судов Airbus A320, Boeing 737 NG:

Во-первых, теоретическое занятие в формате лекции по описанию системы самолета с использованием слайдов согласно теме занятия. Во-вторых, практические занятия по поиску компонентов систем самолета и процедур технического обслуживания в документации согласно теме: «Выполнение заданий на процедурном тренажере». В-третьих, студентов тестируют, чтобы проверить, как они усвоили изученный материал.

Немного о методике проведения занятий. При реализации электронного обучения преподавательский состав полностью выполняет 1-й и 2-й пункты в электронной информационно-образовательной среде. Тестирование некоторыми преподавателями заменено индивидуальным опросом студентов онлайн, это допускается локальными актами вуза.

Студенты заходят в Skype по ссылке в заранее оговоренное время, где преподаватель сначала фиксирует подключившихся студентов, производит проверку обратной связи, а затем переходит к теоретическому занятию. Оно представляет собой демонстрацию экрана компьютера преподавателя и передачу звука. Курсором преподаватель акцентирует внимание на конкретных областях слайда, на котором отображаются узлы и агрегаты самолета.

Следует подчеркнуть, что голосовая связь двусторонняя и в любой момент времени студент может задать вопрос преподавателю.

Для размещения на электронном ресурсе технической документации по типу самолета, обучающего материала, схем, видеороликов, фотографий и прочего используется облачное хранилище на ресурсе Google Drive. Ссылка на хранилище размещена в сообществе студентов МГТУ ГА на ресурсе Вконтакте. В любое время студент имеет возможность обратиться за необходимой информацией по воздушному судну и скачать ее на свой компьютер.

Практические задания выдаются индивидуально на этом же ресурсе. Студенты занимаются самостоятельным изучением и переводом технической документации, а готовые отчеты по заданиям высылаются на электронную почту преподавателя. Таким образом, время, отведенное на практику, тренажерная подготовка, вырабатываются полностью, в соответствии с учебным планом.

Как проходили практику выпускники 2020-го? Были дополнительные сложности, связанные с практическими занятиями?

Могу вас успокоить: выпускники 2020 года очной формы обучения успешно прошли все виды практик, предусмотренных образовательными программами и учебными планами. Это было до наступления пандемии. Заочники, в свою очередь, проходили практику на авиационных предприятиях, где они трудятся. Как правило, все они работают в отрасли, а большинство имеет среднее техническое образование. Многих студентов выпускного курса авиапредприятия принимали и принимают на работу на период практики. Это позволяло им беспрепятственно, не нарушая закона, добираться до нужного места. А вот сдавали государственные экзамены и защищали свои дипломные работы они уже дистанционно. К слову, многие вузы, находящиеся в юрисдикции Минобрнауки отказались от проведения госэкзаменов (это было разрешено), так сказать, облегчили себе работу. В МГТУ ГА на это не пошли, для вуза гражданской авиации подобное просто неприемлемо!

Как бы вы оценили степень готовности МГТУ ГА к внедрению электронной образовательной системы до внезапно обрушившийся пандемии?

У вуза уже был такой опыт. В 2016 году государственная комиссия в Москве принимала защиты дипломных работ дистанционно. Студенты находились в наших филиалах высшего образования в Иркутске и Ростове-на-Дону. Знаете, когда имеется опыт, отработана методика, приняты соответствующие локальные акты, есть и полная уверенность, что с задачей коллектив университета справится.

Необходимость решения именно этой проблемы заставила МГТУ ГА еще в 2015 году заняться системной разработкой электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения. Технология была внедрена и успешно функционирует. Это – система, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, элементы информационных и телекоммуникационных технологий.

Какие проблемы возникли и еще могут возникнуть? Возможно, что отдельную категорию студентов или курсантов вообще не удастся перевести на дистанционное прохождение практики? Что университет планирует делать в таком случае?

Все зависит от развития событий, ведь неизвестно, как будет распространяться коронавирусная инфекция дальше. Уже сейчас понятно, что технологическую, ремонтную практику дистанционно организовать и провести просто невозможно. В случае, если дистанционный формат обучения будет продлен, то занятия, которые требуют работы с лабораторным и другим оборудованием перенесем на конец учебного года. Если какие-либо элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году, то мы внесем соответствующие изменения в учебные планы, перенеся эти занятия на 2021 год. Как только появится такая возможность, сразу перенесем учебный процесс в наши учебные авиационно-технические центры, на самолеты, в мастерские и учебные полигоны. Там созданы все условия, есть воздушные суда с работающим системами и двигателями. И стоянки просторные, можно соблюдать так называемую социальную дистанцию. А преподавателям работать с минимальными группами обучающихся. Можно легко организовать любой вид и уровень практики для студентов и особенно курсантов. Мы же в гражданской авиации работаем и никогда не теряем оптимизма!

Как функционирует университет без студентов? Как работа в новых условиях повлияет на работу преподавателей и персонала? Уменьшится или увеличится почасовая нагрузка? Как скажется на оплате труда? Какую проблему ректор считает главной?

В соответствии с указами Президента РФ и мэра Москвы был проведен ряд необходимых мероприятий. Создан оперативный штаб, усилена охрана, организованы круглосуточные дежурства. Максимально ограничили количество выходящих на работу (всего 72 человека). Постоянно проводится санобработка помещений. А в Северном округе столицы учебные корпуса и общежитие разбросаны по трем разным адресам. В районе аэропорта Шереметьево – Учебный авиационно-тренажерный центр. Все это требует санобработки.

Огромная нагрузка легла на ректорат, деканов. Наши преподаватели, работая в удаленном доступе, на дому, не считались со временем, занимаясь с обучающимися. Заседания ученого Совета проводились в дистанционном режиме. Еженедельно проводили разборы – видеоконференции с директорами филиалов, в ходе которых анализировали проблемы и оперативно вырабатывали и принимали необходимые меры.

А вопросы возникали неожиданные. Как, например, отправить из Троицкого авиационно-технического колледжа, что в Челябинской области, на родину 50 граждан Казахстана, когда закрыта государственная граница.

В вузе работают опытные и авторитетные люди, они успешно справляются со своей ответственной работой. С полной отдачей работали специалисты учебно-методического управления. Хозяйственное управление трудится не покладая рук. Работникам бухгалтерии надо провести расчет заработной платы. Всевозможную отчетность, и что удивительно, проверки контролирующих органов тоже никто не отменял. В общежитии оставались более ста студентов, которым некуда ехать, преимущественно иностранные граждане. Приезжала бригада медиков. Три дня кряду тестировали студентов на наличие зловредного вируса. Проверили и весь персонал, от ректора до уборщицы. Пока, слава Богу, все здоровы...

А отвечая на один из ваших вопросов по поводу заработной платы преподавателей, заявляю – меньше она не стала и не станет.

Как удается сохранять преподавательский коллектив? Какими способами можно восполнить неизбежные финансовые потери?

Как я уже говорил, в зарплате никто не потерял. А что касается профессорско-преподавательского состава, он у нас очень дружный, прогрессивный и ответственный. Все очень любят свою работу. Трудоустроиться в университет непросто. На «листе ожидания» желающих хватает.

А главная проблема – это резкое падение поступающих средств от приносящей доход деятельности. Арендаторы, которых и так было немного, прекратили свою деятельность. Немногочисленные научно-исследовательские работы не финансируются. Приостановил деятельность и Авиационный учебный центр. Наши экономисты провели предварительный расчет недополученных доходов по университетскому комплексу. Получилась весьма приличная сумма! Соответствующие письма с приложением расчетов были направлены в Росавиацию.

Из Резервного фонда правительства выделены средства для предоставления субсидий федеральным бюджетным образовательным учреждениям – на оплату труда работников, уплату налогов и сборов, страховых взносов, оплату коммунальных услуг, расходов, связанных с содержанием имущества и с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

Есть надежда, что в октябре-ноябре часть недополученных доходов будет компенсирована. Мы знаем, что Федеральное агентство воздушного транспорта всегда подставит вузам гражданской авиации свое «крыло»!

Появляются ли сейчас новые технологии удаленного обучения, и насколько это обучение эффективно по сравнению с традиционным? И, кстати, после снятия всех ограничений – что из этих технологий приживется, на ваш взгляд?

Новые технологии удаленного обучения?! Не думаю, что самые совершенные из них смогут заменить живое общение наставника и ученика, смогут полностью исключить традиционные формы обучения. К тому же гражданская авиация весьма специфическая транспортная отрасль и область знаний тоже. Только в системе, связанной с авиацией, могут появиться новые идеи, технические и технологические решения. Они не возникнут, например, в сфере железнодорожного транспорта, и не могут быть перенесены в авиацию. А вопросы качества технического обслуживания, технологии обеспечения безопасности полетов, управления воздушным движением! Это, прошу прощения за подобную аналогию, как в медицине. Если хирург не оперирует постоянно, что он может сделать в сложной ситуации?

Так и в гражданской авиации, технический персонал постоянно совершенствует свое мастерство, много раз отрабатывая все процедуры. А начинается это в студенческую пору.

Поэтому не для всех специальностей дистанционное обучение безапелляционно приемлемо. Особенно для технических, транспортных. Но огромный опыт в использовании элементов электронного обучения, с применением дистанционных технологий не должен быть утрачен.

Каковы в этом году особенности стартовавшей в июне приемной кампании? Трудно ли было перестраиваться на дистанционный формат?

Не скажу, что настолько сложный процесс. Есть программа, которая позволяет проводить все процедуры. Написать заявление, приложить сканы документов и отправить в университет. На сайте есть специальный раздел. Члены приемной комиссии проанализируют поданные документы, если возникнет необходимость, то подскажут абитуриенту, чего не хватает. Затем вся информация передается в федеральную информационную систему. Кроме того, абитуриент может отправить документы «Почтой России». Персональный состав комиссии мы укрепили, рабочие места оборудованы компьютерами с соответствующей степенью защиты. Работа налажена, сбоев нет.

Таким же образом организована работа в филиалах. Здесь мы не видим никаких проблем. У нас технический авиационный вуз, почему это должно вызвать сложности!

Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях подготовки в перечне образовательных программ МГТУ ГА.

Для МГТУ ГА осталось открыть только одно направление – подготовка летного состава. Остальные программы подготовки уже успешно реализуются. Из новых программ – это «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте». Открыт прием на программы «Обеспечение полетов воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Но в МГТУ ГА есть еще очень важное направление – это дополнительное профессиональное образование. Программы для авиационного персонала утверждаются в том числе в Росавиации. Сейчас их более 130.

Станет ли нынешняя пандемия катализатором перемен в наших государственных образовательных стандартах? Как они должны измениться, на ваш взгляд, применительно системе подготовки кадров для гражданской авиации, которой вы служите более 20 лет?

Дело не только в образовательных стандартах. Должно быть усовершенствовано управление системой образования в России. Четко разграничены компетенции между Министерством науки и образования и Министерством просвещения. Взять наш университетский комплекс. В сфере высшего образования МГТУ ГА руководствуется актами Минобрнауки, а применительно к среднему профессиональному – Минпросвещения.

При этом нашим учредителем является Федеральное агентство воздушного транспорта. И учебно-методическое объединение, в которое входят представители всех авиационных вузов расположено, и это вполне логично, на базе Санкт-Петербургского авиационного университета. Комплекс учебных заведений гражданской авиации самодостаточен. Финансируется он по четкой схеме. Минфин – Росавиация – три университетских комплекса. А дают указания и требуют отчетность все, кому не лень! Огромный объем статистики и информации. А контролирующие структуры? Порой сами не ведают, что хотят. Того гляди «попадешь под винты»!

Скажу откровенно, если бы мы только и занимались тем, что выполняли все чиновничьи указания, то студентов и курсантов было бы некогда учить. Авиационные вузы, под управлением Росавиации, сами в состоянии установить и порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ. То же касается образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ и многого другого.

В том числе разработать и утвердить свои образовательные стандарты. В чем-то для вузов гражданской авиации, как нормативная база, первичен Воздушный Кодекс РФ и Федеральные авиационные правила, а не «Закон об образовании в РФ», о чем наши коллеги из уважаемых министерств даже не подозревают. Система подготовки авиационных специалистов базируется не только на национальном праве, но и на нормах международного права, Чикагской конвенции, например. Этот важнейший международно-правовой документ постоянно актуализируется и дополняется с учетом практики работы международной гражданской авиации. К настоящему времени к конвенции принято 19 приложений. Каждое из них необходимо применять при подготовке кадров. Например, Приложение № 1 называется «Выдача свидетельств авиационному персоналу», а Приложения № 19 – «Управление безопасностью полетов».

На мой взгляд, должны начаться тектонические подвижки во всей системе законодательства, регулирующего образовательную деятельность. В федеральном законодательстве, подзаконных, а затем и ведомственных актах. Надо предметно анализировать возможности и перспективы различных областей образования. Разумеется, что серьезной трансформации, на мой взгляд, должно подвергнуться содержание федеральных государственных образовательных стандартов, на основании анализа лучших практик следует изменить перечни специальностей и направлений подготовки. Это огромная работа для ученых – методологов и юристов.

Сейчас некоторые ученые высказывают точки зрения о наступлении новой, «посткоронавирусной» эры развития экономики и системы образования, где меньше останется места для системы управления и тем и другим на основе традиционных методов…

Читаю все это с большим интересом и с уважением отношусь к мнению коллег. Но уверен, что применительно к гражданской авиации принципы субординации и иерархии в управлении сохранятся надолго. Хоть самолеты и летают в облаках, но «авиапредприятие облачного типа» пока представить себе не могу. Даже в условиях массового внедрения беспилотных летательных аппаратов для перевозки пассажиров и (заглянем в далекое будущее) телепортации, никто не отменит и жесткий режим рабочего времени, и четко определенный набор технологических процедур и, к слову, форменной одежды для персонала.

Дело в том, что для кого-то технологии работы онлайн в непрерывном режиме стали откровением совсем недавно. Но, такие технологии на самом деле давно применялись и применяются в ежедневной работе авиационных компаний! Я сам долгое время работал в «Аэрофлоте», был членом правления авиакомпании. Взять глобальные системы бронирования Amadeus (создана в 1987 году) и Sabre (создана в 1964 году), Galileo и Worldspan, отечественную «Сирену» (создана в 1972 году). Ведь сейчас это не только электронный сервис банального бронирования и покупки авиабилетов. В таких системах аккумулированы буквально все бизнес-процессы управления современным авиационным предприятием. От разработки эффективных схем маршрутов авиакомпании до покупки билета в Венскую оперу для пассажира-туриста. К слову, одна из старейших международных компаний, предоставляющая услуги авиапредприятиям в сфере телекоммуникаций и IT-технологий, созданная в 1949 году, несколько лет назад безвозмездно оборудовала в МГТУ ГА учебный класс, передала программы и методику. Ее топ-менеджеры периодически проводят занятия для наших студентов.

Представляется, что система образования в университетских комплексах гражданской авиации России наиболее адаптирована к самым сложным ситуациям и переменам. Почему? Потому, что она базируется не только на национальном праве, но и на нормах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации – ИКАО.

Беседовал Михаил Грунин

Фото: Павел Леляев, Андрей Блудов

Источник: https://1931.aero/archive/2020/iyul-avgust