Вернуться к обычному виду


Общая информация


Контакты

Адрес: Москва, Кронштадтский бульвар, дом 20, 103В, 504А

Электронная почта: ngg@mstuca.aero

Телефон: (499)459-07-77

 

История кафедры

Кафедра технической механики и инженерной графики (ТМ и ИГ) образована в июне 2014 г. путем слияния двух ведущих кафедр механического факультета: кафедры технической механики и кафедры начертательной геометрии и инженерной графики. Руководит кафедрой профессор д.т.н. Петров Юрий Владимирович. 

Краткая историческая справка

Кафедра начертательной геометрии и инженерной графики была организована в 1973 г. В разное время кафедрой руководили: доцент к.т.н. Михнев М. М.; доцент к.т.н. Пархимович В. А.; доцент к.т.н. Лунёв Б. П. В период с 1991 по 1998 г. она входила в состав кафедры технической механики. В 1998г. кафедра вновь приобрела самостоятельный статус. С этого времени и до слияния с кафедрой технической механики ею руководил профессор д.т.н. Михненков Л.В.

Кафедра технической механики  была организована в 1972 году на базе кафедры общетехнических дисциплин Московского филиала КИИГА. Первые годы кафедрой руководил доцент Чапчаев Анатолий Арошаевич, а с 1974 по 1981 год кафедрой заведовал профессор д.т.н. Стреляев Владимир Степанович. С 1982 по 1999 годы заведующим кафедрой был профессор д.т.н. Бородин Николай Алексеевич, с 1999 по 2007 годы кафедрой руководил профессор д.т.н. Борисов Станислав Петрович. С сентября 2007 года по июнь 2014 кафедру возглавлял профессор д.т.н. Машошин Олег Федорович.

Становление кафедры

В 70-е годы на кафедре технической механики были поставлены дисциплины общетехнического профиля: сопротивление материалов; теория механизмов и машин, детали машин; механизмы приборных и вычислительных систем, механика. В первые годы существования кафедра была укомплектована высококвалифицированными опытными преподавателями, пришедшими, в основном, из Московского авиационного технологического института им. К. Э. Циолковского. В 1973 году на кафедру были приняты доценты Бородин Н. А., Тимофеев А. Ф., в 1974 году доценты Борисов С. П., Семин М. И.

Активное участие в организации работы механического факультета, разработке учебных планов по специальности "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей" приняли работавшие в разные годы деканами факультета сотрудники кафедры профессора Стреляев B. C. и Бородин Н. А. Участие в организации заочного обучения студентов принимали работавшие в то время заместителями декана заочного факультета доценты Тимофеев А. Ф. и Шапкин B. C. В 1973 году в МИИГА была создана аспирантура, первым заведующим которой была доцент Сазонова З. А.

Развитие кафедры

Значительный вклад в организацию учебного процесса, разработку учебных и рабочих программ, методическое обеспечение читаемых кафедрой дисциплин внесли: профессор Стреляев B. C., профессор Борисов С. П. (сопротивление материалов), доцент Сазонова З. А. (теория механизмов и машин), профессор Бородин Н. А. (детали машин). За время существования кафедры по различным дисциплинам было издано более 90 учебных и методических пособий, поставлены десятки новых лабораторных работ. Профессором Бородиным Н.А. были написаны два учебника по сопротивлению материалов и деталям машин.

В 1972 году на кафедре была создана учебная лаборатория, в формировании которой приняли активное участие заведующий лабораторией Ковалевский А. С., ассистент Ильяшенко Д. В., инженеры Шупляков В. В. и Ефремов А. С. Лаборатория была оснащена современным учебным оборудованием и аппаратурой для проведения лабораторных работ по всем читаемым кафедрой дисциплинам.

В 1985 году кафедре технической механики была передана с кафедры аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов дисциплина "Техническая механика". На кафедру перешли Лауреат Ленинской премии профессор д.т.н. Уткин Александр Иванович и доцент Судинина Наталья Викторовна. С сентября 1989г. на кафедре работает профессор к.т.н. Луканин С.Н. – ведущий методист по дисциплине «Детали машин».

В 1986 году кафедра перебазировалась в новый учебный корпус, значительно увеличив свою учебно-лабораторную базу. Были созданы две учебные лаборатории, обновлено учебное оборудование, что позволило поставить ряд новых лабораторных работ, существенно улучшить постановку и проведение учебного процесса. 

С 1991 и по 1998 год кафедра ТМ была объединена с кафедрой начертательной геометрии и инженерной графики с высококвалифицированными опытными преподавателями: доцентами Михневым М. М., Луневым Б. П., старшими преподавателями Пачкория О. Н. и Кондратьевой Т. Е. Таким образом, кафедра стала вести подготовку специалистов практически по всему циклу общепрофессиональных дисциплин.

На должность заведующего лабораторией в 1994г. принят Кириллов М.Ю., который внес значительный вклад в переоборудование учебных классов, обеспечение учебного процесса.  В этот период на кафедре начинают трудиться Семакова М.В. и Медведева Н.Н., доценты кафедры в настоящее время. С 2000г. на кафедре работает доцент к.т.н. Хармац И.Г. С 2003 г. на кафедре трудится лаборант Розанова А.В.

В сентябре 2007 г. кафедру технической механики возглавил профессор д.т.н. Машошин О.Ф., обновился коллектив кафедры. Так, с 2008 г. на кафедре работает к.т.н. Харина В. К., которая под руководством заведующего кафедрой успешно защитила кандидатскую диссертацию. В сентябре 2008 г. принят на должность заведующего лабораторией кафедры выпускник механического факультета (2005) Кружалов А. И. С сентября 2009 г. на кафедре работает доцент к.т.н. Пермякова В. В. В январе 2012 года принята на должность ведущего специалиста по учебно-методической работе выпускница МАИ (факультет космонавтики) Хромых Татьяна Николаевна.

В последние годы произошли значительные изменения во вспомогательном составе кафедры. Так, в 2015г. на должность заведующего лабораторией компьютерной и инженерной графики принят Зенкин С.В., а на должности заведующего лабораторией технической механики с 2016г. трудится Андреев П.М.

Научная работа

С начала образования кафедры ее сотрудники вели большую научно-исследовательскую работу в области обеспечения прочности и надежности летательных аппаратов и авиадвигателей. В 1973 году на кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения исследований в области прочности материалов при высоких температурах. Под научным руководством доцента Бородина Н. А. по заказу ГосНИИ ГА выполнялись научно-исследовательские работы по оценке длительной прочности элементов конструкций из жаропрочных материалов для оценки прочности и надежности эксплуатации дисков турбин ГТД.

В 1975 году на кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория, в которой сотрудниками кафедры под научным руководством профессора д.т.н. Стреляева B. C., а затем с 1982 года профессора д.т.н. Бородина Н. А. был выполнен ряд научно-исследовательских работ по оценке эксплуатационной живучести критических по усталости зон планера ЛА с целью обоснования продления ресурса. В течение ряда лет сотрудниками кафедры под научным руководством профессора Стреляева B. C. и старшего научного сотрудника к.т.н. Сачковской Л. Л. выполнялись НИР по оценке характеристик прочности и надежности новых композиционных материалов, применяемых в изделиях авиационной и космической техники.

В 1976 году кафедрой была приобретена уникальная для того времени испытательная машина фирмы МТ, оснащенная ЭВМ, позволяющая проводить испытания образцов и элементов конструкций при циклическом (как стационарном, так и нестационарном, вплоть до случайного, моделирующего эксплуатационный) режиме нагружения.

По результатам выполненных НИР были защищены три докторские диссертации (доцентами Бородиным Н. А., Шапкиным B. C. и старшим научным сотрудником Никоновым В. В.). Сотрудниками кафедры и аспирантами профессоров Стреляева B. C. и Бородина Н. А. были подготовлены и защищены 16 кандидатских диссертаций, опубликовано более 200 научных статей, сделаны десятки докладов на различных научных конференциях. Выпускники аспирантуры кафедры работают на кафедре преподавателями, ведущими научными сотрудниками ОНИЛ, в различных отделах ГосНИИ ГА, ЦАГИ, заведуют кафедрами деталей машин в Московском авиационном технологическом университете, Академии водного транспорта.

В настоящее время сотрудники кафедры продолжают активную научную работу.  Так, с 2014г. по настоящее время учеными кафедры опубликовано 3 монографии:

1. Михненков Л.В. Авиационная подъемно-транспортная система и ветроэнергетические устройства вихревого типа. Монография. М: МГТУ ГА – 2014 г. 5

2. Михненков Л.В., Хармац И.Г. Параметрическое диагностирование ВРД в процессе эксплуатации с использованием математического моделирования. Монография. М.: ИД Академии Жуковского, 2017. ISBN 978-5-9908872-4-4.

3. Петров Ю.В. Численные методы исследования аэроупругости летательных аппаратов. Монография. М: МГТУ ГА – 2017 г.

Заведующий кафедрой являлся ответственным исполнителем хоздоговорной НИР в интересах ФГУП «ГосНИИАС» (Договор №265-16/2 от 28.07.2016 г.): «Исследования по обоснованию архитектуры и конструктивных решений для самолетных систем и агрегатов, интегрированных в общую вычислительную среду, созданию самолетных систем и агрегатов повышенной надежности». Ежегодно издаются научные статьи, как в Вестнике МГТУ ГА, так и во внешних изданиях (2015 (3), 2016 (3), 2017 (2), 2018 (4)).

Кафедра сегодня

В результате объединения кафедра ТМ и ИГ в настоящий момент обеспечивает подготовку студентов основных направлений подготовки специальностей университета фактически по всему циклу общетехнических дисциплин. На кафедре осуществляется подготовка студентов по специальностям механического факультета (МФ),  факультета авиационных систем и комплексов (ФАСК), факультета прикладной математики и вычислительной техники (ФПМВТ),  факультета управления на воздушном транспорте (ФУВТ) по дисциплинам дневного и заочного отделений. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав эффективно решает задачи по качественной подготовке специалистов с учетом современных требований.

Учебные дисциплины кафедры в полном объеме обеспечены необходимой учебно-методической литературой. Лекционные, практические и лабораторные занятия проводятся в специализированных аудиториях с использованием современных методик и технических средств обучения. В связи с широким внедрением в мировую практику систем автоматизированного проектирования, кафедра уделяет большое внимание обучению студентов современным методам подготовки и выпуска чертёжно-конструкторской и технологической документации, ориентируясь, главным образом, на отечественную программную систему КОМПАС-ГРАФИК 3D, которая получила широкое распространение на предприятиях авиационной и оборонной промышленности России. Сотрудники кафедры активно участвуют в учебно-методической, научной и воспитательной работе университета.